Источник жизни

2017.02.05 Проповедь - Символ веры, часть 4

Ереси в Церкви

Евномий – епископ Кизический, был основателем ереси IV в., проповедавшей крайнее арианство. Он говорил, что Второе Лицо Святой Троицы, как Рожденное, не может быть причастно Божественному Существу.

Евномий даже избегал называть Христа «Сыном Божиим», дабы это не посчиталось за единосущие Его со Отцом. Евномий считал, что при крещении необходимо окунать только верхнюю часть тела, полагая, что нижняя часть тела не подлежит спасению, и должна быть предоставлена диаволу. Учение Евномия было опровергнуто Василием Великим и Григорием Нисским, и сам он был лишен кафедры и изгнан на родину. 

Несторий – патриарх Константинопольский, основатель ереси. Он не мог понять тайну Воплощения Христова и превратно истолковал ее. Он отрицал, что родившийся Христос является Богом, а видел в Нем только человека, с Которым только впоследствии соединилось Божество. Несторий учил о двух Сынах, о двух Христах. Флавиан, патриарх Константинопольский писал: «Тех, которые возвещают или двух Сынов, или две Ипостаси, или два лица, а не проповедывают одного и того же Господа Иисуса Христа, Сына Бога живого, Сущего в одной Ипостаси и в одном лице, одного Господа, – мы анафематствуем и признаем чуждыми Церкви и прежде всех анафематствуем нечестивого Нестория». Ересь Нестория была вскрыта Кириллом Александрийским и его сподвижников, и осуждена на Третьем Вселенском соборе в 431 г. 

Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божьем. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского. 

Никео-Цареградский Символ веры: 

1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;

3. для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,

4. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,

5. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),

6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

7. и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.

8. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков.

9. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.

11. Ожидаю воскресения мёртвых

12. и жизнь будущую. Аминь.

 

   Двенадцать предложений, двенадцать членов символа веры, двенадцать догматов христианства были утверждены Церковью.

  

Сегодня будем говорить о пятом, шестом, седьмом предложении, касающемся Второй личности Троицы Сына Божьего.

 

5. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими)

 

Христос воскрес, братья и сестры!

Земля не может повредить Ему, и могила Его не удержит.

Лук.24:1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2 но нашли камень отваленным от гроба. 3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5 И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 8 И вспомнили они слова Его.

 

Радуйтесь и веселитесь, ибо Мессия ваш единственный победил смерть, устрашавшую всех на земле рожденных.

   

На заре третьего дня всемогущий Господь восстал из мертвых и явил Себя живым Своей Святой Матери, женщинам-мироносицам и Апостолам. И потом Он являлся в продолжение сорока дней ученикам и друзьям Своим.

 

Его живое присутствие всегда ощущают истинные христиане, те, кто носит в себе образ Божий.

Помните, воскресший, живой Господь изрек последователям Своим на все времена слово Свое:

 

Мф.28:20 Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

 

Согласно с Писаниями (пророческими).

 

Написано пророком:

Пс.15:10 Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление

И написано пророчески:

Пс.67:2 Да восстанет (воскреснет) Бог, и расточатся враги Его

 

Воскресение Христово в Ветхом Завете Священного Писания символически выражено через судьбы многих праведников.

- Трехдневное пребывание пророка Ионы в чреве кита, который затем был выброшен им живым на берег.

- Седрах, Мисах и Авденаго в печи.

- Пророк Даниил и ров львиный

 

Поэтому отцы Никейские подчеркнули, что Господь Иисус Христос воскрес из мертвых по Писанием.

 

Господь Сам предсказывал Своё воскресение ученикам.

Матф.16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Матф.17:22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

Иоан.2:19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего.

 

И все, как предсказал, так и сбылось. Господь наш и Искупитель наш принял страдания, был распят, умер и был погребен, но в третий день славно воскрес из мертвых.

 

Сатана с грешниками возрадовались над мертвым Мессией.

Откуда ему было знать, как мог он вспомнить, что любовь Божественная всесильна! Силе ее нет сравнения, нет ни меры, ни границы. Земля взорвалась бы, если бы Христос не воскрес, ибо не смогла бы удержать Его в себе. Вот какова сила настоящей небесной, вечной любви. Силой той пламенной любви Царь Небесный и посетил землю, и выдержал все унижения, все муки и потом воскрес. Силой той любви недуги и болезни исцеляются, бесы изгоняются, бури стихают, природа подчиняется. Любовь эта чудотворна, и где бы, когда бы она ни явилась, она творит чудеса.

 

Вот вера детей Божиих, сынов Царя, ставших сынами Божиими силой любви Христовой. Они ее принимают, и они страдают за нее подобно Христу. Любовь облегчает им страдания, уменьшает горечь. Их духовные очи ясно видят Отечество вечной любви. Благословенны будут они в Судный день, в страшный День возмездия Божия. Они выдержат в тот День и обогреются у очага вечной любви.

 

6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца

   

И как воскресение из гроба приличествовало Его силе, так и вознесение на небо отвечало Его величию.

Ин.16:28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

 

Завершив труды Свои, исполнив миссию Свою на этом свете, Он вернулся в вечное Царство на небесах, откуда и сошел к людям.

   

Мк.16:19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

Лук.24:50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

 

Деян.1: 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

 

И в этом случае мы видим присутствие ангелов Божиих, как при зачатии и рождении Спасителя, во время Его поста после крещения, и во время молитвы в Гефсиманском саду, и при Его славном воскресении.

 

И Сам Господь, Свидетель из свидетелей, предрек Свое вознесение на небо и славу Свою будущую, причем пророчествовал Он в час Своего наибольшего унижения, когда евреи во дворце первосвященника плевали в Него и отвешивали пощечины. В тот час произнес Он святые слова:

 

Мф.26:64 сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы

Лук.22:69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией

 

Апостол Петр свидетельствует о Христе:

1Пет.3:22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы

 

Апостол Павел свидетельствует, что Отец

Еф.1: 20 воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

 

Стефан

Деян.7:55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

 

Такой Мессия только один – это Господь наш Иисус Христос,

Сын Божий Единородный, Царь, рожденный на земле Девой, нас ради распятый во время Понтия Пилата, страдавший и погребенный, воскресший и вознесшийся на небеса и сидящий во славе по правую руку от Отца.

  

7. и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца

 

Нам заповедано бодрствовать. Быть на страже, быть в ожидании. Это значит не смыкать глаз, наблюдать, смотреть неусыпно за самим собой: за своими мыслями, помыслами и делами, и это строгое правило нашей веры.

Бодрствование обостряет духовное зрение так, что позволяет видеть и распознавать добро и зло, чтобы понимать, кто вторгается в сердце и мысли.

 

Стража отражает врага и пропускает друга. Ожидание усиливает любовь и очищает совесть.

К кому относится ваше самое заветное стремление? К самому желанному, Любезному, Возлюбленному. К Тому, Чья Любовь ввела вас в этот мир и Чья Любовь встретит вас на том свете. Да, Он обещал прийти. И души человеческие трепещут от этого обещания Его, как трепещет любящее сердце, ожидая возлюбленного.

 

Такое ожидание усиливает любовь и очищает совесть.

 

Мф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.

 

Это Его слова, слова предостережения, чтобы не уподобились вы пяти неразумным девам, которые были застигнуты в своей беспечности и отвергнуты.

Матф.25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

 

Он грядет, ждите и бодрствуйте!

 

Искупитель и Судья

 

Второе пришествие

 

Он уже приходил однажды и придет вновь. Первое пришествие было в унижении, второе пришествие будет в славе. В первое Свое пришествие Он был Искупителем мира, во второе пришествие будет ему Судией.

Мф.24:27 как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.

 

Вот каким внезапным и молниеносным будет второе пришествие Господа. Потому и напоминает Он верным Своим:

Мф.24:42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет.

 

Великолепным будет второе пришествие Господа, Пришествие в блеске славы невиданной.

Мф.24:30 Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

 

Пришествие Его поистине будет достойно Царя царей. Перед Ним и вокруг Него будет лучезарное воинство ангелов. Будут звенеть трубы в устах ангелов

Мф.24:31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их

 

Бог - Судья

 

Даниил

Дан.7:9-10 Престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

 

Павел

2Фесс.1:6 Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, 7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, 10 когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших

 

Бодрствование очень тесно связано с милосердием

Мф.25: 31 Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

 

Сегодня очень большой недостаток милосердия. Случаи в транспорте

 

Видите, образованные, как Христос отождествляет Себя с теми, кто страдает в этом мире. Он милостиво называет их «братьями Своими меньшими». Неужели вы откажете в хлебе братьям Христа? Так знайте: кто им откажет – Ему отказывает. В Судный день все откроется, и Он станет судить праведно.

   

 

Царство Отца

А когда Суд окончится, наступит для праведников царствование без конца и края,

 

Мф.13:43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их

 

Все остальные царства падут, всякая другая власть и сила рассеется, как туман пред солнцем, и только Его Царство останется, и не будет оно иметь ни границ, ни соседства, как провидел и предсказал пророк, которого и евреи признают:

Дан.7:14 владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится

 

И продолжится Царство Его дольше видимого неба и земли

 

Откр.21:1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. 4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. 5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое.

 

Откр.22:1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. 2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. 3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. 4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. 5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

 

 

С блеском, силой, славой и достоинством завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной пещере Вифлеемской. Так будет расти и возрастет, как зерно горчичное, и станет древом жизни, которое покроет весь мир видимый и невидимый. Да возвеселятся этим души ваши, праведники.

 

Каждый день вашей скорби, ваших мук и унижений принесет вам столетия радости, ибо вознаграждены будете гражданством ангельским в Его Царстве. Кто хоть немного уподобится в страдании Иисусу, уподобится Ему и в славе. Слезы ваши и раны ваши, сейчас скрытые, осветит солнце незаходящее.

 

Тот Самый Иисус,

Которого Ирод еще в колыбели хотел мечом судить;

Которого Иуда продал за тридцать сребреников;

Которого старейшины еврейские мучили и бичевали;

Которого Пилат назвал невиновным, но на кресте распял;

Который в муках великих умер на Голгофе;

Который на третий день славно воскрес из гроба;

Который в сороковой день вознесся на небеса и сел одесную Бога Отца –

Тот Самый Иисус придет вновь в силе и славе.

Он придет как высший Судия и будет судить всех, живых и мертвых.

Он придет как Царь бессмертный, чтобы открыть Царство бессмертное праведникам, и воссияют праведники в том Царстве, как солнце.

 

Блаженны ожидающие пришествия Господа в силе и славе и помогающие меньшим братьям Христовым, как Самому Христу.

Блаженны бодрствующие, бдительно ожидающие Возлюбленнейшего. Воистину, они дождутся Его и встретят Его, как встретили Его пять разумных дев. ИОн введет их в рай и воцарится с ними на веки вечные.

Библейская христианская Церковь "Источник жизни", 2016

Top Desktop version